психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 8
Обложка номера
Психотерапия
Гипнотическая техника рассеивания. Милтон Эриксон.
Сердце и ум. С. Хоружий
Танцевально-двигательная терапия . Ирина Бирюкова
Невротическое стремление к власти. Игумен Евмений
Самоукорение и невротическое чувство вины. Игумен Евмений
Детская и педагогическая психология
Лесная школа. Коррекционные сказки. Марина Панфилова
Тренинг самостоятельности у детей. Галина Сартан
Ошибки учителей и родителей. Анна Пономаренко
Психолингвистика
Расскажи мне о себе (Какие бывают объявления о знакомстве в газетах и интернете). Валерий Белянин
Психология здоровья
Иммунитет и самоидентичность. Анна Пономаренко
Психология взаимоотношений полов
Демистификация любви. Александр Орлов.
Практика мотивации и управления персоналом
Разработка внутрифирменных систем оплаты труда, мотивации и стимулирования персонала. Александр Сосновый
Компенсационный пакет: содержание, структура, особенности создания. Александр Сосновый
Временная организация деятельности профессионалом. Наталия Абросимова
Управление персоналом в условиях антикризисного управления. Владислав Жданов




Московский психологический журнал. №8
Иммунитет и самоидентичность. Анна Пономаренко.

  "Важно знать, у какого пациента
возникла болезнь, а не какая болезнь
возникла у пациента".
Сэр Вильям Ослер

Человеческий организм постоянно атакуется массой болезнетворных вирусов и микробов. И если бы не иммунная система, то мы болели бы постоянно.
Не секрет, что самые опасные и трудно поддающиеся лечению заболевания связаны со сбоями в работе иммунной системы. Либо она не может справиться с вредными внешними агентами (ВИЧ, СПИД) или образующимися внутри самого организма патологическими клетками (рак). Либо она начинает нападать на собственные здоровые клетки организма, приводя к его разрушению (например, при артрите). Либо слишком бурно реагирует на безопасные для организма вещества (при аллергии).
Наша иммунная система представлена в основном лейкоцитами - специальными клетками, которые переносятся вместе с кровью. Иммунная система следит за нашей идентичностью на физиологическом уровне. Она действует, разделяя "я" и "не я". Она удаляет все то, что относит к "не я", например, опухоли, бактерии, вирусы и кровь несовместимой группы.

В принципе, она делает на физиологическом уровне то, что мы делаем на психологическом с самого детства - устанавливаем границы между собой и другими людьми. А так как человек представляет собой единство души и тела, то становиться вполне понятным и логичным то, что здоровье на физиологическом уровне заключается в отчетливом представлении о самом себе на психологическом уровне. Если у человека плохо сформировано представление о самом себе, своем месте в этой жизни, своих целях, потребностях, желаниях, если он, как говорят: "Не нашел себя, находится в поисках своего я ", то это самым негативным образом будет сказываться на работе его иммунной системы. Что может привести к подверженности частым простудным заболеваниям и возникновению других болезней, связанных с пониженным иммунитетом (аллергия, герпес, астма, фурункулез, экзема, молочница, конъюнктивит и т.д.).

Конечно, сейчас существует масса всевозможных лекарственных препаратов, повышающих иммунитет. Но следует иметь ввиду, что болезнетворные вирусы имеют вредную особенность мутировать и лекарство в скором времени перестает на них действовать. Кроме того, вирусы становятся в результате мутаций еще сильней и опасней.

Поэтому гораздо важнее для укрепления иммунитета, во-первых, вести здоровый образ жизни, по крайней мере, стараться. А во-вторых, найти себя, свою идентичность. Очень часто человеку мешают построить целостное, гармоничное представление о самом себе противоположные и взаимоисключающие, по его собственному убеждению, желания.

Например, женщина, которая, с одной стороны, хочет быть заботливой матерью, любящей женой и хорошей хозяйкой, а с другой, сделать успешную карьеру, организовать собственный бизнес. И в то же время она считает эти роли не совместимыми, т.е. нужно обязательно пожертвовать одной из них, чтобы сделать выбор. А жертвовать не хочется…поэтому и не может эта особа определиться, кем же она является: идеальной матерью, женой, домохозяйкой или успешной бизнес-леди? В данной ситуации очень важно как для психологического, так и для физиологического здоровья выйти из этого состояния неопределенности, взять ответственность за свою жизнь на себя и сделать выбор.

Можно пожертвовать карьерой, и стать домохозяйкой. Но это должно быть осознанное решение, с пониманием всех последствий такого выбора и отказом от каких-то амбиций достичь успеха в профессиональной сфере. Либо можно избрать роль крутой бизнес-леди, посвятить себя работе, при этом смирившись с тем, что дети и муж будут обделены должным вниманием. А можно пойти другим путем - гармонично совместить в себе обе роли (ведь в действительности они не являются взаимоисключающими, очень многие женщины добиваются значительных успехов в карьере и при этом не перестают быть отличными женами и матерями).

Вот что пишет по этому поводу один из ведущих представителей НЛП Роберт Дилтс в своей работе "Изменение убеждений с помощью НЛП":

"Когда я впервые начал работать со своей матерью в тот период, когда она лечила рак, первое, на что я обратил внимание, была ее крайняя неконгруэнтность в отношении собственной личности. Весьма интересно задуматься о метафорическом образе рака.

Рак является какой-то частью вас, частью вашего тела, которая вдруг впадает в неистовство, выходит из под контроля. Это часть вас самого, но это и не часть вас.

Часто при многих наших наиболее опасных заболеваниях, - по крайней мере, тех, что на сегодняшний день считаются неизлечимыми, - появляется вопрос их отождествляемости с телом, что также связано с нашей идентичностью, в частности с иммунной системой. Иммунная система является частью нашего тела, отвечающей за сохранение его тождественности самому себе. Иммунная система отличает себя от не-себя, а затем избавляется от того, что является не-собой. Такие заболевания, как артриты, рак, СПИД, даже некоторые виды сердечных заболеваний и диабет - все являются результатом ошибок иммунной системы.

Иногда она не распознает в чужаке чужака; иногда же само наше тело начинает воспринимать в качестве чужака. Это бывает при артрите, туберкулезе кожи или рассеянном склерозе. Иммунная система начинает "нападать" на суставы при артрите, на нервную систему при рассеянном склерозе и на саму себя при СПИДе.

Как показывает мой опыт работы с людьми, страдающими такого рода недугами, в их психологических идентичностях часто происходит похожий конфликт. Несомненно, находясь в конфликте с самим собой, вы не можете мобилизовать все свои ресурсы на выздоровление.
В случае моей матери это был весьма интересный конфликт. Рак начал развиваться, когда самый младший ее сын (последний из пяти) покинул дом. Она была матерью в течение более тридцати лет, и вдруг ей пришлось переходить в новое состояние, когда личность, исполняющая роль матери, должна прекратить свое существование.

Какая-то часть ее идентичности была построена вокруг роли матери. И в течение всех этих лет она отдавала себя другим. Она поступилась собой и весьма компетентно взяла на себя заботу о других, но какая-то ее часть существовала сама по себе и не имела возможности расти в течение многих лет.

По мере того, как дети взрослели и у нее появлялось все больше времени для себя, она бралась нянчить детей, чтобы как-то занять это время. Она опять заботилась о других. Образовался конфликт между той ее частью, которая знала, что нужно делать, чтобы быть матерью, и той частью, которая хотела что-то делать для себя.

Она хотела путешествовать, посещать интересные места, иметь какие-то увлечения.
Проблемой было то, что эта идентичность матери, эта система убеждений, ориентированная на других, говорила, что ориентироваться на себя эгоистично, и не в этом ее миссия. Ее миссией была забота о других людях.

Ориентированная на себя сторона была убеждена: "ориентироваться на" - значит стать мучеником. Это выражалось в постоянном позволении другим людям управлять ее жизнью и в не позволении себе когда-либо делать то, что хочется.

Когда человек подобным образом вступает в конфликт с самим собой, происходит очень интересная вещь: конфликт может разразиться от любой мелочи.

Когда человек полностью конгруэнтен, в мире могут происходить совершенно невообразимые вещи, но он никогда не будет выведен из равновесия. Но находящийся в состоянии внутреннего конфликта может оказаться в стрессе от ничтожнейшего пустяка.

Например, случайно сломав ноготь, он может разразиться в свой адрес самой жестокой бранью, и настроение будет на весь день испорчено.

Стресс происходит не из-за какого-то внешнего события. Стресс, особенно вызывающий заболевание, возникает из нашей реакции на происходящее вокруг.

Поскольку такому человеку каждый раз приходится делать выбор из двух взаимоисключающих вариантов: например, сделать что-то для себя или для других, - то в случае любого выбора у него будет повод упрекнуть себя либо в излишнем эгоизме, либо в неразумном альтруизме.

Принимать решение - это функция вашей идентичности. И когда есть конфликты, касающиеся того, кто вы на самом деле, ни один из вариантов выбора не будет верным. Если вы делаете выбор в пользу одной стороны, то получаете стресс с другой, и наоборот. И возникает ощущение, что вы вообще не способны принимать правильные решения. Ведя речь о том, что нужно вырабатывать волю к жизни, необходимо иметь образ будущего, который согласовывался бы с вашей миссией. Но если при этом человек потерял интерес к жизни, если ему все равно, будет ли он жить долго или скоро умрет, то в какую почву в таком случае вы собираетесь бросить свое семя?

Переживаемый моей матерью конфликт в действительности уже не касался прошлого. Он уже касался таких вопросов, как КТО Я ЕСТЬ? Какова моя миссия? Как их сделать частью себя, как заставить эти две идентичности действовать сообща?…".


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология