|
"Важно
знать, у какого пациента
возникла болезнь, а не какая болезнь
возникла у пациента".
Сэр Вильям Ослер |
Человеческий
организм постоянно атакуется массой болезнетворных вирусов и микробов.
И если бы не иммунная система, то мы болели бы постоянно.
Не секрет, что самые опасные и трудно поддающиеся лечению заболевания
связаны со сбоями в работе иммунной системы. Либо она не может справиться
с вредными внешними агентами (ВИЧ, СПИД) или образующимися внутри
самого организма патологическими клетками (рак). Либо она начинает
нападать на собственные здоровые клетки организма, приводя к его
разрушению (например, при артрите). Либо слишком бурно реагирует
на безопасные для организма вещества (при аллергии).
Наша иммунная система представлена в основном лейкоцитами - специальными
клетками, которые переносятся вместе с кровью. Иммунная система
следит за нашей идентичностью на физиологическом уровне. Она действует,
разделяя "я" и "не я". Она удаляет все то, что
относит к "не я", например, опухоли, бактерии, вирусы
и кровь несовместимой группы.
В принципе, она делает на физиологическом уровне то, что мы делаем
на психологическом с самого детства - устанавливаем границы между
собой и другими людьми. А так как человек представляет собой единство
души и тела, то становиться вполне понятным и логичным то, что здоровье
на физиологическом уровне заключается в отчетливом представлении
о самом себе на психологическом уровне. Если у человека плохо сформировано
представление о самом себе, своем месте в этой жизни, своих целях,
потребностях, желаниях, если он, как говорят: "Не нашел себя,
находится в поисках своего я ", то это самым негативным образом
будет сказываться на работе его иммунной системы. Что может привести
к подверженности частым простудным заболеваниям и возникновению
других болезней, связанных с пониженным иммунитетом (аллергия, герпес,
астма, фурункулез, экзема, молочница, конъюнктивит и т.д.).
Конечно, сейчас существует масса всевозможных лекарственных препаратов,
повышающих иммунитет. Но следует иметь ввиду, что болезнетворные
вирусы имеют вредную особенность мутировать и лекарство в скором
времени перестает на них действовать. Кроме того, вирусы становятся
в результате мутаций еще сильней и опасней.
Поэтому гораздо важнее для укрепления иммунитета, во-первых, вести
здоровый образ жизни, по крайней мере, стараться. А во-вторых, найти
себя, свою идентичность. Очень часто человеку мешают построить целостное,
гармоничное представление о самом себе противоположные и взаимоисключающие,
по его собственному убеждению, желания.
Например, женщина, которая, с одной стороны, хочет быть заботливой
матерью, любящей женой и хорошей хозяйкой, а с другой, сделать успешную
карьеру, организовать собственный бизнес. И в то же время она считает
эти роли не совместимыми, т.е. нужно обязательно пожертвовать одной
из них, чтобы сделать выбор. А жертвовать не хочется…поэтому и не
может эта особа определиться, кем же она является: идеальной матерью,
женой, домохозяйкой или успешной бизнес-леди? В данной ситуации
очень важно как для психологического, так и для физиологического
здоровья выйти из этого состояния неопределенности, взять ответственность
за свою жизнь на себя и сделать выбор.
Можно пожертвовать карьерой, и стать домохозяйкой. Но это должно
быть осознанное решение, с пониманием всех последствий такого выбора
и отказом от каких-то амбиций достичь успеха в профессиональной
сфере. Либо можно избрать роль крутой бизнес-леди, посвятить себя
работе, при этом смирившись с тем, что дети и муж будут обделены
должным вниманием. А можно пойти другим путем - гармонично совместить
в себе обе роли (ведь в действительности они не являются взаимоисключающими,
очень многие женщины добиваются значительных успехов в карьере и
при этом не перестают быть отличными женами и матерями).
Вот что пишет по этому поводу один из ведущих представителей НЛП
Роберт Дилтс в своей работе "Изменение убеждений с помощью
НЛП":
"Когда я впервые начал работать со своей матерью в тот период,
когда она лечила рак, первое, на что я обратил внимание, была ее
крайняя неконгруэнтность в отношении собственной личности. Весьма
интересно задуматься о метафорическом образе рака.
Рак является какой-то частью вас, частью вашего тела, которая вдруг
впадает в неистовство, выходит из под контроля. Это часть вас самого,
но это и не часть вас.
Часто при многих наших наиболее опасных заболеваниях, - по крайней
мере, тех, что на сегодняшний день считаются неизлечимыми, - появляется
вопрос их отождествляемости с телом, что также связано с нашей идентичностью,
в частности с иммунной системой. Иммунная система является частью
нашего тела, отвечающей за сохранение его тождественности самому
себе. Иммунная система отличает себя от не-себя, а затем избавляется
от того, что является не-собой. Такие заболевания, как артриты,
рак, СПИД, даже некоторые виды сердечных заболеваний и диабет -
все являются результатом ошибок иммунной системы.
Иногда она не распознает в чужаке чужака; иногда же само наше тело
начинает воспринимать в качестве чужака. Это бывает при артрите,
туберкулезе кожи или рассеянном склерозе. Иммунная система начинает
"нападать" на суставы при артрите, на нервную систему
при рассеянном склерозе и на саму себя при СПИДе.
Как показывает мой опыт работы с людьми, страдающими такого рода
недугами, в их психологических идентичностях часто происходит похожий
конфликт. Несомненно, находясь в конфликте с самим собой, вы не
можете мобилизовать все свои ресурсы на выздоровление.
В случае моей матери это был весьма интересный конфликт. Рак начал
развиваться, когда самый младший ее сын (последний из пяти) покинул
дом. Она была матерью в течение более тридцати лет, и вдруг ей пришлось
переходить в новое состояние, когда личность, исполняющая роль матери,
должна прекратить свое существование.
Какая-то часть ее идентичности была построена вокруг роли матери.
И в течение всех этих лет она отдавала себя другим. Она поступилась
собой и весьма компетентно взяла на себя заботу о других, но какая-то
ее часть существовала сама по себе и не имела возможности расти
в течение многих лет.
По мере того, как дети взрослели и у нее появлялось все больше времени
для себя, она бралась нянчить детей, чтобы как-то занять это время.
Она опять заботилась о других. Образовался конфликт между той ее
частью, которая знала, что нужно делать, чтобы быть матерью, и той
частью, которая хотела что-то делать для себя.
Она хотела путешествовать, посещать интересные места, иметь какие-то
увлечения.
Проблемой было то, что эта идентичность матери, эта система убеждений,
ориентированная на других, говорила, что ориентироваться на себя
эгоистично, и не в этом ее миссия. Ее миссией была забота о других
людях.
Ориентированная на себя сторона была убеждена: "ориентироваться
на" - значит стать мучеником. Это выражалось в постоянном позволении
другим людям управлять ее жизнью и в не позволении себе когда-либо
делать то, что хочется.
Когда человек подобным образом вступает в конфликт с самим собой,
происходит очень интересная вещь: конфликт может разразиться от
любой мелочи.
Когда человек полностью конгруэнтен, в мире могут происходить совершенно
невообразимые вещи, но он никогда не будет выведен из равновесия.
Но находящийся в состоянии внутреннего конфликта может оказаться
в стрессе от ничтожнейшего пустяка.
Например, случайно сломав ноготь, он может разразиться в свой адрес
самой жестокой бранью, и настроение будет на весь день испорчено.
Стресс происходит не из-за какого-то внешнего события. Стресс, особенно
вызывающий заболевание, возникает из нашей реакции на происходящее
вокруг.
Поскольку такому человеку каждый раз приходится делать выбор из
двух взаимоисключающих вариантов: например, сделать что-то для себя
или для других, - то в случае любого выбора у него будет повод упрекнуть
себя либо в излишнем эгоизме, либо в неразумном альтруизме.
Принимать решение - это функция вашей идентичности. И когда есть
конфликты, касающиеся того, кто вы на самом деле, ни один из вариантов
выбора не будет верным. Если вы делаете выбор в пользу одной стороны,
то получаете стресс с другой, и наоборот. И возникает ощущение,
что вы вообще не способны принимать правильные решения. Ведя речь
о том, что нужно вырабатывать волю к жизни, необходимо иметь образ
будущего, который согласовывался бы с вашей миссией. Но если при
этом человек потерял интерес к жизни, если ему все равно, будет
ли он жить долго или скоро умрет, то в какую почву в таком случае
вы собираетесь бросить свое семя?
Переживаемый моей матерью конфликт в действительности уже не касался
прошлого. Он уже касался таких вопросов, как КТО Я ЕСТЬ? Какова
моя миссия? Как их сделать частью себя, как заставить эти две идентичности
действовать сообща?…".
|