Одиночество человека в большом городе рождает немало проблем. Пытаясь
защитить свою индивидуальность от унификации и стандартизации, и
одновременно найти "родственную душу", человек обращается
к такому достаточно стандартному способу, как объявление о знакомстве
через газету. Последнее время знакомятся чаще по интернету.
Мало кто знает, что такие объявления появились в конце XIX века
в Англии. Но сегодня объявления о знакомстве развились в достаточно
стандартный жанр опосредованного общения.
Среди американских объявлений типа lonely heart advertisement, которые
дают женщины в газеты, преобладают запросы о материальном благополучии
и сообщается о внешней привлекательности. При этом со стороны мужчин
есть предложения этого материального благополучия, и ищется привлекательность.
Вопрос в соотношении мужских и женских предложений (М+М и Ж+Ж мы
тут рассматривать не будем).
В объявлениях, публикующихся в России (например, в газетах "Из
рук в руки" и "Всё для Вас") тексты объявлений в
настоящее время достаточно разнообразны. Они обладают следующей
структурой.
Автор
· вспоминает о своей социальной роли,
· указывает на свои физические характеристики,
· пишет о своих морально-этических характеристиках.
При этом он выдвигает определённые требования к личности партнера.
В частности, ему важна
· социальная роль партнера,
· его физические и
· морально-этические характеристики.
Если классифицировать объявления о знакомстве по коммуникативной
направленности, то целями знакомства могут быть
а) серьёзные отношения,
б) просто встречи.
Можно увидеть и различия в текстах по преобладающей модальности
· зрительная модальность - яркая блондинка, жгучая брюнетка;
· слуховая - люблю музыку;
· кинестетическая - с мягким характером.
По стилевым характеристикам тексты объявлений о знакомстве также
различаются.
· Есть лаконичные (прагматически направленные) тексты,
· есть стандартные (безэмоциональные) тексты,
· есть, наоборот, эмоциональные тексты.
· Встречаются тексты с отрицаниями,
· эпатажные
· и даже агрессивные тексты.
Приведем примеры.
Вот образец стандартного текста:
Мне 47/172/87 свободная, приятная, верная,
для дружеских встреч на моей территории познакомлюсь с мужчиной
без в/пр (без вредных привычек - В .Б.) и проблем.
Автор такого текста пользовался образцами либо от скромности, либо
он в целом не очень творческий человек. Либо это его первое объявление.
Лаконичный текст:
Симпатичный москвич, бывший военнослужащий 68/171,
создаст семью с одинокой симпатичной женщиной без жилищных проблем.
Автор такого текста привык к дисциплине и порядку. И он ищет такую
же дисциплинированную и ответственную жену.
Пример текстов с отрицаниями:
Я не урод, не дурак, не бродяга. У меня пока нет
в Москве жены, детей, квартиры и работы, но есть серьёзные намерения.
Если вам нужен в мужья нормальный русский мужчина, то напишите мне.
34/175/77, разведен, юрист, не курю.
Иван, 32/180/66, тихий, скромный, верный, с заметным чувством юмора,
проблемами
не интересуюсь, зла не держу, со скукой незнаком, живу в творческом
одиночестве, по наитию. Ищу девушку, не изобщества, тем более не
из высшего (цитата из песни В.Меладзе - В.Б.), в общем, не от мира
сего!
Определить стоящую за таким текстом психологию пока не удается (если
не говорить о присущим русским "негативным прогнозам"
как компоненте менталитета).
Немало среди объявлений о знакомстве эмоциональных текстов:
Наступили зимние холода, так хочется согреть душевным
теплом, милую, интеллигентную, с ч/ю (с чувством юмора - В.Б), желательно
высокую девушку, москвич 33/73/182 в/о (высшее образование - В.Б.),
подробности по телефону.
В приведённом выше тексте явно присутствует эротичность.
А вот похожее из интернет-переписки:
Я бы сейчас посидела где-нибудь в теплом уютном
месте в подушках и выпила бы чашку чая с лимоном, а ещё лучше в
обществе симпатичного неглупого мужчины.
Встречаются тексты и с эмоциональным напором.
Найди меня, ты - единственная кто нужен мне. Я -
20/178/73. Напиши, я так сильно этого жду. Не спонсор.
Указание на то, что не спонсор очень коррелирует с эмоциональностью
автора. Чувствительный человек в России (да и не только в России)
имеет немного меньше шансов стать богатыми. Богатство и ранимость
редко совпадают.
Психологически противоположны таким текстам являются "сложные"
тексты:
Предлагаю обмениваться всеобщими вопросами и ответами,
для взаимной критики своих представлений, с целью познания понятий.
Мало кто сомневается, что автор - умствующий зануда.
А вот пример эпатажного ("красивого") текста:
Милые дамы! Внимательно посмотрите направо. Это
всё Ваше и никуда от Вас не денется. Ну, а теперь посмотрите налево:
высокий, крепкий, 24 г. Скорпион, без ... и с ... Давайте подойдем
поближе и рассмотрим. Давайте!?
Демонстративность автора этого текста для специалиста очевидна.
Итак, среди объявлений с одним и тем же коммуникативным замыслом
есть разные по психологической реализации тексты.
Разные люди говорят по сути дела на разных языках.
И тот, кто умеет читать - прочитает не только текст, но и затекст.
Язык ведь отражает не только действительность, но и наше отражение
этой действительности.
И умение правильно прочитать, что стоит за текстом - гарантия правильного
выбора. Хотя жизнь, несомненно, гораздо сложнее, чем её любое описание.
И реальное знакомство - это не всегда продолжение виртуального.
Но это уже тема отдельной статьи.
|