психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 7
Обложка номера
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Вербальный фрустрационный тест. Л.Собчик
Социальная психология
Идеобалипситер. А.Сосланд
Психотерапия
Пациентам о психотерапии. С.Белорусов.
Как отличить профессионального психотерапевта от шарлатана. Игумен Евмений
О поводах для обращения к психотерапевту. Игумен Евмений
Православная психология и психотерапия
Задачи пастыря и задачи психотерапевта. Игумен Евмений
Основные принципы пастырскй психологии и психотерапии. Игумен Евмений
Наше понимание Пастырской Психологии и Психотерапии. Игумен Евмений
Пастырское душепопечение и современная психотерапия. Пути интеграции. Игумен Евмений
Детская и педагогическая психология
Лесная школа. Коррекционные сказки. М.Панфилова
Вместе с ребенком против растяпства
Как привить ребенку любовь к чтению
Общая психология
Фактор стресса. А.Пономаренко
Существуют ли критерии нормальности. Игумен Евмений.
Психология здоровья
НЛП и здоровье. А. Пономаренко
Ответственность и болезнь. Игумен Евмений.
Что такое невроз. Игумен Евмений.
Психология взаимоотношений полов
Таинство венчания - брачный завет. Игумен Евмений.
Практика мотивации и управления персоналом
Возможный план работы в комплексе мероприятий по организационному развитию/коррекции деятельности организаций. С.Ликанов, А.Левицкий.
Возможные подходы к работе по развитию ТОП-менеджеров. С.Ликанов, А.Левицкий.
Психология в оргконсультировании. С.Ликанов.
Принципы эффективной системы компенсаций. В.Жданов
Программа оптимизации системы мотивации персонала. В.Жданов
Рекомендуемая литература по мотивации персонала. В.Жданов
Система мотивации. Техническое задание. В.Жданов




Московский психологический журнал. №7
Основные принципы пастырскй психологии и психотерапии. Игумен Евмений

В данной статье мы выделили некоторые принципы Пастырской Психологии и Психотерапии, которые показались наиболее подходящими для практической работы с людьми.

Предлагаемым принципам мы обучились у тех людей, которые грамотно, бережно, с уважением ценностей и личного достоинства других людей, оказывали им эффективную душепопечительную помощь. На этих принципах могут быть построены построены практические подходы пастырского окормления.

1. Бог есть Любовь
Неизмерима любовь Божия к человеку. Осознание того факта, что Бог безусловно любит каждого человека как Свое создание, осознание того, что все мы для Него — родные дети, вне зависимости от нашего нравственного, морального уровня и степени воцерковленности, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедныхЛ (Матф. 5, 45). Это Евангельское откровение рождает в душе человека преображающее действие ответной любви. Без этой, добровольно возникающей нити взаимности исчезает ощущение жизни, остается мучение долженствования, пустота и душевный надлом.

Пастырская практика показывает, что в мировосприятии некоторых людей образ Бога значительно отличается от Того, Который открылся нам в Его Единородном Сыне. По представлениям многих людей, Бог постоянно ищет повода наказать, карает за малейшие погрешности, гневается, отторгает и лишает Своей милости за малейшие неточности в поведении.

Но не таков наш Любящий Учитель, подающий надежду Наставник, Господь Иисус Христос, открывшийся нам в Евангелии.

Старец Силуан, один из удивительнейших святых ХХ столетия, так пишет о Божественной Любви: «Если бы люди знали, что есть Любовь Господа, то они стадами бежали бы ко Христу, и Он всех согрел бы Своею благодатью. Его милосердие неизреченно. Душа от Любви Божией забывает землю.

Господь много любит кающегося грешника и милостиво прижимает его к Своей груди: «Где был ты, чадо Мое? Я давно жду тебяЛ. Господь всех зовет к Себе Евангельским гласом, и голос Его слышен во всей вселенной: «Придите ко Мне все труждающиеся, и Я упокою вас. Придите и пейте воду живую. Придите, познайте, что Я люблю вас. Если бы не любил, то не звал бы. Я не могу терпеть, чтобы погибла хотя бы одна моя овца. И за одною Пастырь в горы идет искатьЛ.

«Придите же ко Мне, овцы Мои. Я создал вас, и люблю вас. Любовь Моя к вам свела Меня на землю, и Я все претерпел ради вашего спасения, и хочу, чтобы вы познали Мою Любовь и сказали, подобно Апостолам на Фаворе: «Господи, хорошо нам с ТобоюЛ.

Привести образ Бога в сознании человека в соответствие с Евангелием — важнейшая задача пастырского душепопечения.

2. Бог дарует безусловное прощение каждому искренне кающемуся человеку
Никакие человеческие дела и поступки, совершаемые для достижения прощения, не способны умилостивить Бога так, как сердце сокрушенное и смиренное. Никакие человеческие добродетели не способны совершить с человеком те изменения, которые дарует Господь каждому искренне ищущему Его милости, Его прощения.

Нам приходилось встречаться с мнением некоторых священнослужителей, предлагавших своим окормляемым в иных грехах каяться «до смертиЛ, «никогда не прощать себеЛ совершенных ошибок. Это ввергает многих людей в глубочайшее уныние и отчаяние, а у наркоманов заканчивается очередным срывом. Такая постановка вопроса рождает новый вопрос: «Если Бог есть Любовь, неужели Он не может простить? Или простое и безусловное прощение возможно лишь на страницах Евангелия, а не в реальной жизни современного христианина?Л

Для верующего человека Господь Иисус Христос всегда остается любящим Богом, дарующим прощение каждой искренне кающейся душе.

Каждый пастырь является возвестителем Божественного прощения кающейся человеческой душе. Ко всем христианам, а наипаче к пастырям, обращено слово Апостола Павла: «Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил васЛ (Еф. 4, 32). Прощение же преподается по вере во Христа Спасителя: «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем ЕгоЛ (Деян. 10, 43), даром, по милости Божией: «Где прощение грехов, там не нужно приношение за нихЛ (Евр.10, 18).

Божественное прощение является мощным целительным средством. Опершись на Божественное прощение, человек сможет перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств, осознать ответственность за собственную жизнь и сказать четкое и решительное «нетЛ наркотику.

Грешному человеку очень трудно принять незаслуженную милость Божию, подаваемую в прощении. Хочется «заслужитьЛ прощение, оказаться «достойнымЛ. Поэтому одним из важнейших моментов в пастырской помощи наркоману будет совет — принять это прощение, осознать себя прощенным Господом и с этим чувством решиться двигаться дальше по дороге собственной жизни.

3. У любой проблемы есть свое решение
Находить решения в трудных ситуациях нас обучает Господь. Обратимся в начале к Евангелию. Вспомним о, казалось бы, неразрешимой ситуации: ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, каковых Моисей повелел побивать камнями. Закон противопоставлен милосердию.

«Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из всех без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемые совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался Один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, наклонившись и не видя никого, кроме женщины сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не грешиЛ (Иоан, 8, 1-11).

Иисус, наш Учитель, показывает, что неразрешимых ситуаций не бывает. Более того, Христос, как Пастырь, способен прощать человека еще до того, как человек, раскаявшись, об этом попросит.

Для достижения результата гибкость и вариативность в определенных контекстах важнее, чем формальная "правильность", а милосердие и любовь важнее, чем соблюдение любого закона, что было неоднократно показано Спасителем в Его словах, обращенных к фарисеям.

Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда приводит к одному и тому же результату. Господь Иисус Христос неоднократно показывает это Собственным примером, совершая исцеление в субботу, нарушая тем ветхозаветный закон и обличая формализм тех, кто за соблюдением буквы закона игнорировал живых людей, ради которых этот закон был написан.

Значение любой идеи можно оценить по тому, насколько она поможет достигнуть поставленных целей при соблюдении нравственных и духовных ценностей человека. Вера же в то, что любая проблема имеет решение, значительно повышает шансы найти это решение.

Реальная проблема может стать частью процесса обучения, который рано или поздно приведет нас к цели. Хотя она может казаться препятствием на пути, у нас есть несколько возможностей: обойти ее, убрать с дороги или перебраться через проблему на другую сторону. Наконец, мы можем найти другой путь. Если рассматривать проблемы с такой точки зрения, они выглядят просто очередным шагом, который ведет вас к следующему этапу и, следовательно, к конечной цели. Мудрые люди знают, что проблема — это решение, вывернутое наизнанку. Задача пастыря — помочь переформулировать проблему в решение.

Каждый человек наделен от Господа всеми необходимыми возможностями для того, чтобы прожить свою жизнь продуктивно, осмысленно и радостно. С проблемами не рождаются. Но откуда же они берутся? Что в нашей природе не так? Жизненные трудности возникают из-за неумения получить доступ к возможностям и ресурсам. Любая трудность одновременно предлагает и новые возможности. Любой кризис — лишь ступень к большему уровню совершенства. Все зависит от того, что человек предпочитает увидеть в ней.

Апостол Павел обучает верующих во Христа этому, предлагая "формулу христианского всемогущества": «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе ХристеЛ (Фил. 4; 11-13).

Подумайте, как изменится жизнь человека, если он будет верить в то, с Господом возможно все, что у любой проблемы есть свое решение.

4. Решение любого вопроса на более высоком уровне осознания бытия разрешает противоречия и упорядочивает остальные стороны, грани и уровни человеческой жизни
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вамЛ (Матф. 6, 33), — говорит Господь. Однако для подлинного исцеления, обретения целостности необходима определенная внутренняя согласованность. Обрести отношения с Богом вовсе не означает игнорирование остальных жизненных проявлений человека. Наоборот, благодаря встрече со Христом упорядочиваются все остальные проявления жизни человека, которому Бог даровал жизнь в этом мире, призвав Своих учеников преображать этот мир Божественным светом: «Вы — свет мируЛ (Матф. 5, 14).

Нередко воцерковляющиеся люди в своем искреннем желании преодолеть грех начинают подавлять естественные и безгрешные человеческие проявления, которые, как им кажется, являются страстями и пороками. Чтобы этого не произошло, пастырю необходимо дать человеку критерий того, что является грехом, а что не является им.

Душепопечение, основанное на запретах, настораживает и отталкивает молодых людей. «Не следует приходящих в Церковь молодых людей ставить в жесткие ограничивающие рамки: отныне одеваться следует так, а не иначе, о веселье и радости надо забыть, от занятий спортом отказаться, светскую музыку больше не слушать. Потому что, сковывая всеми возможными способами свободу движения вновь пришедших братьев и сестер, мы не только совершаем недопустимое и неразумное насилие над их волей, но и собственными руками отталкиваем от Церкви людей, ищущих Христовой ИстиныЛ.

Пастырь будет достигать больших результатов в своей помощи наркозависимым, если станет рассматривать духовную жизнь прежде всего как движение ко Христу, Который — конечная Цель жизни каждого человека. Только то, что мешает движению, что разрывает отношения с Господом, является грехом, который необходимо преодолевать, только это является грехом или греховной страстью. Тогда поиск в себе негативного и греховного будет необходим не как самостоятельно значимый процесс, а только для того, чтобы, покаявшись, двигаться дальше в исполнении добродетелей.

Этот принцип видится важным еще и потому, что многие люди, став верующими, заняли пассивную жизненную позицию. Узнав, что «на все воля БожияЛ и освоив терминологию «искушенийЛ, они решили, что в жизни своей они вовсе ни на что не способны, и буквально сложили с себя ответственность за собственную жизнь.

Митрополит Антоний Сурожский неоднократно говорил о том, что человек призван к синергии, со-творчеству Богу в духовном преображении этого мира, что человек обладает такой свободой воли, к которой Сам Господь относится бережно и с уважением. Духовный опыт многих поколений христиан свидетельствует: одна встреча с Господом кардинально преображала и изменяла жизнь человека. Дальнейшее движение по жизни с Господом, по Его же свидетельству, является благим игом и легким бременем (Матф. 11, 30).

5. Окружающий мир, в котором мы живем, дружественен и изобилен возможностями
Окружающий мир, в который нас поместил Господь, Сотворивший его, изобилует красотой и возможностями. Нужно только увидеть это. Именно об этом неоднократно говорится в Евангелии:

«Не заботьтесь о душе вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа, не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что нам пить? или во что одеться, потому что всего этого ищут язычники, и потому Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду в этом. Ищите, прежде всего, Царствия Божьего и правды Его, и все это приложится вам. Итак, не заботьтесь о дне завтрашнем, завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботыЛ (Матф. 6, 25-34).

И еще: «Просите, и дано вам будет; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у НегоЛ (Матф. 7, 7-10).

Нередко люди с недоверием относятся к миру, в который поместил их Господь, к священному дару жизни. Многим людям трудно принять время, в которое мы живем, иным не нравится государственный строй, иные во всем винят экономику, а иные говорят о том, что молодежь безнадежно испорчена... Подумайте о том, какой человек ближе к исполнению главных заповедей Евангелия: тот, кто двигается по жизни с убеждением «Люди стремятся причинить мне зло, от каждого можно ожидать подвоха или подлостиЛ, или «Каждый готов откликнуться на мою просьбу о помощиЛ? Соответственными будут его отношения к людям, соответственными будут и результаты.

Если же человек считает, что мир — это опасное место, где очень трудно выжить, то в реальной жизни ему будет непросто. Если человек считает, что окружающий мир дружелюбен и каждый готов помочь, его внутреннему взору откроется совершенно иное понимание. Выбросив из рук оружие, мы можем протянуть освободившиеся руки навстречу ближнему. Перестав выискивать опасности, мы начинаем замечать открываемые нам от Господа возможности окружающего нас мира.

Любящий человек живет в любящем мире, в мире, где каждый готов идти навстречу, каждый готов помочь. Враждующий человек живет во враждебном мире, в котором надо «выживатьЛ и постоянно доказывать свою правоту. Все, что мы встречаем в окружающей нас жизни, является отражением нашего внутреннего мира.

Для наркозависимого человека важно осознать, каким образом он сам создает свой внутренний мир, а затем ищет врагов вовне. После того, как он осознал, что ему не очень приятно жить в мире, в котором все враждебно и все против него, даже он сам против себя (это самая сложная форма существования, на наркоманском языке называется «изменаЛ), возможно все это перестроить только одним образом: принять мир, в который нас поместил Господь таким, каков он есть, с радостью и благодарностью Создателю, учиться доверять Богу, окружающим нас людям, любому обстоятельству как благоприятной возможности сделать еще один шаг на пути внутреннего роста.

6. Изменения могут быть моментальными и радостными
Все изменения в жизни происходят в один момент. Просто большинство из нас ждет какого-то особого случая, пока мы окончательно решим произвести какое-то изменение.

Люди склонны держаться за привычные стереотипы и взгляды на окружающий мир. Перспектива измениться многих просто пугает. Это же касается и наркомана. Стать другим, выйти из привычного круга зависимости, что-то в себе изменить, для многих — перспектива не из легких.

Условности существующих в окружающем мире представлений обычно поддерживает мнение о трудоемкости перемен, большинство людей считает, что никакое улучшение невозможно без значительных усилий и длительного времени. Любое новое переживание укрепляет уже существующие представления, в которых и увязают колеса человеческого существования.

Однако сама жизнь легко опровергает подобное мнение. Если у нас достаточно оснований, мы можем легко изменить наши убеждения и взгляды, приобрести новый взгляд на то, что казалось для нас безусловным. В нашей жизни нередко встречались люди, которые кардинально изменяли наш взгляд на мир, на закономерности процессов этого мира. Благодаря только одной встрече, мы легко и радостно изменяли планы нашей дальнейшей жизни.

Господь Иисус Христос, наш Учитель, обучает нас тому, что изменения могут быть моментальными. Среди призванных Им были люди разных профессий и сословий, но они легко изменяли всю свою жизнь, лишь только Он призывал их: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за НимЛ (Матф. 9, 9). «Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, так же в лодке починивающих сети; и тотчас же призвал их. И, они, оставив отца своего Зеведея в лодке с рабочими, последовали за НимЛ (Марк, 1, 1-16 ).

Скорость изменений в процессе окормления наркомана зависит от того, насколько сам пастырь, окормляющий наркомана, являет для него образ Христовой любви и верит в то, что это возможно, насколько он имеет положительный настрой на жизнь, насколько он имеет в себе дар принятия другого человека таким, каков он есть, насколько он сам ориентирован на радость, обещанную Господом верующим в Него.

«Сопричастность молодого человека Церкви должна быть естественной и радостной, не отрывающей его от современной ему жизни и культуры. Ибо во все времена христиане присутствовали в мире как его закваска, как соль земли. Молодых людей, желающих быть христианами, мы не в иноческую келью увлекаем. Дай Бог, чтобы кто-то из них в свое время ощутил призвание к монашескому подвигу. Тогда это другой вопрос — и другой образ жизни, другой взгляд на вещи. Однако, если человек желает жить христианином в миру, имея работу, семью и неизбежные светские попечения, то почему он должен стараться изменить выражение своего лица, одеваться на какой-то особый манер, замыкаться в себе, прерывать общение с другими людьми?

Встречаю как-то утром на дороге к храму группу молодых женщин. Все как одна выглядят диковато, резко выделяются среди горожан, одеты странно и не по-людски. Оказывается, местный батюшка допускает женщин на службу не иначе как в этой псевдоправославной униформе. Вот и ходят они в храм в каких-то черных сарафанах.

Все это не имеет никакого отношения ни к Православию, ни к благообразию, ни к достоинству, ни к скромности. Это пародия на Церковь, дурновкусие. Насаждая фольклорное, музейное, костюмированное Православие, мы тем самым словно сигнализируем обществу и человеку о том, что наша вера якобы не имеет никакого отношения к современной жизни. А между тем место Православия — на стремнине жизни и в сокровенном обиталище наших чувствЛ.

Важно, чтобы пастырь был сам глубоко убежден: быть учеником Христа легко и радостно. Эта радость укрепляет человека в любых обстоятельствах, в самых различных жизненных ситуациях. Именно в этом случае пастырь сможет донести радость Богопознания окормляемым им людям. Только от нас зависит, считать перемены простыми, либо сложными. Убеждения, которые предполагают быстроту и положи-тельный результат перемен, делают процесс изменений самоосуществляющимся.

7. У каждого человека есть все необходимое для осуществления перемен, достижения собственных целей и осуществления своего жизненного предназначения
В распоряжении человека есть все возможности, необходимые для достижения собственных целей, исходя из его суждений о жизни и мире, убеждений, ценностей и представлений о собственном смысле жизни. Нужно лишь выявить их и направить в нужное русло.

Возможности — это прежде всего состояние уверенности в том, что достижение твоей цели возможно, наличие веры в это хотя бы с горчичное зерно. И тогда мы можем использовать все, что попадется под руку, все, что добавляет нам варианты и альтернативы.

Наша вера в Бога, упование на Него — это то, что нам прежде всего необходимо для достижения перемен. К значимым возможностям можно отнести также осознание собственного жизненного предназначения, это может быть помощь людей, убеждения и ценности, время, информация, идеи, таланты, способности, все, чем мы можем воспользоваться для достижения наших целей, а в контексте работы с наркоманом — выздоровления.

Даже в самых неблагоприятных обстоятельствах человек может сохранять способность управлять своими мыслями, придавать событиям любое содержание и откликаться на них по собственному выбору. Жизнеописание христианских мучеников — тому яркое свидетельство.

Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит Своим ученикам о силе веры. Как Учитель, Он обучает учеников тому, что у них и в них есть все возможности для совершения своего Апостольского служения. Раскроем Евангелие: «Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селение и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите Мне их сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детейЛ (Матф. 14.15-21). И если мы умеем учиться у Христа, то мы можем без сомнения быть уверены, что в каждом деле, порученном нам Господом, у нас есть все необходимые возможности для его осуществления.

В контексте окормления наркозависимых людей это положение позволяет пастырю иметь уверенность в том, что для конкретного окормляемого наркомана выздоровление возможно, но по тем или иным причинам в настоящее время доступ к жизненным силам заблокирован, возможно, отсутствует вера в реальность исцеления. Задача пастыря — лишь помочь раскрыться этим силам, помочь человеку обрести веру, получить радость исцеления.

8. Для полноценной духовной жизни, личностного роста и развития, человеку необходимо обрести Евангельское отношение к самому себе
Одной из основных заповедей Евангелия является заповедь о любви к ближнему: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матф. 22, 39). Из этой заповеди становится совершенно очевидной заповедь Самого Спасителя о любви к себе. Где взять образ правильного отношения к ближнему? Из отношения к себе. Иметь Евангельскую любовь к себе означает жить в этой жизни и в вечности с Господом.

«Иисус сказал: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоитЛ (Матф. 12, 25). Если я буду воевать с собой и одержу победу в этой войне, кто окажется в проигрыше? Не правильнее ли будет бороться не с собой, а с грехом? Не лучше ли вместо борьбы с собой поставить цель и преодолевать препятствия на пути к этой цели? А если конечная цель жизни христианина — Господь, то он Сам и Цель, и Спутник, и Помощник на этом пути, то все греховное — лишь препятствия.

Правильное самоотношение, любовь к себе — это осознание как дара Божия всех граней и сторон собственной личности, благодарное принятие всего того, что вложено в сердце человека его Любящим Создателем. Только после этого человек сможет, преодолевая грехи и страсти, цельно и искренне, сообразуясь со своими ценностями и убеждениями, двигаться к своим целям, включая главную и первостепенную Цель человеческой жизни — Господа.

Любовь к себе не следует путать с греховным самолюбием и эгоизмом. Если я правильно, в Евангельском смысле люблю себя, значит на чужую боль я откликаюсь так же, как и на свою, на чужую радость — так же, как и на свою. Если я сам в себе не слышу ни боли, ни радости, не нахожусь в согласованности с самим собой, не отношусь к собственным чувствам и собственному внутреннему миру как к ценности, то и к боли и радости ближнего, к его внутреннему миру и его чувствам я в той же мере останусь безразличным, равнодушным.

«Любовь к ближнимЛ людей, которые не научились Евангельскому отношению к себе, приносит этим самым ближним неимоверные страдания.

Если человек способен любить созидательно, наряду с другими людьми, он любит и себя, ибо кто мой самый ближний, если не я сам? Если же он любит только других, ненавидя себя, то для них он становится мучителем. Говоря, об отношениях в христианском браке, святой Апостол Павел повелевает: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себяЛ (Еф. 5, 28). «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себяЛ (Еф. 5, 33). А если муж ненавидит себя? Если он по каким-то причинам убежден в собственной никчемности и ничтожестве, в том, что он "недостоин любви"? Какие отношения будут у него к жене? И каковыми будут последствия таких отношений?

Евангельское высказывание «Возлюби ближнего как самого себяЛ предполагает уважение к собственной ценности и уникальности, любовь к тому, что является самой глубиной человеческой личности, к собственной душе, которая любима Господом.

Истинная любовь предполагает заботу, уважение, ответственность и понимание. Она созидательна. Проявление нашей способности любви к другому человеку является фундаментальным для человека как для личности. Тот человек, которому по-настоящему раскрылось, что такое любовь к одному человеку, начинает по-другому смотреть на всех людей.

Итак, если человек в подлинно Евангельском смысле любит себя, то он любит каждого человека наравне с собой. Если же он любит другого меньше себя, он еще не освободился от греховного эгоизма. Если же человек любит всех в равной мере, включая и себя, то он сможет возлюбить всех людей как одну личность, подобно великим святым, возлюбившим «всеродного АдамаЛ и плакавшим о его падении.

Здесь, как и в вопросе о прощении, человек может сделать выбор: или относиться к себе так, как хотелось бы его греховному эгоизму, или видеть себя таким, каким его видит Бог. Бог прощает меня — значит, я прощен, я принимаю это прощение и благодарю моего Господа. Бог относится ко мне с любовью — значит, я принимаю эту любовь и отношусь к себе так, как ко мне относится мой Небесный Отец.

Заповедь о Евангельском отношения к самому себе вдвойне актуальна при работе с наркозависимыми. Мне еще не приходилось встречать человека, по-настоящему любящего себя, который бы пристрастился к наркотикам. Разве может подлинно любящий себя человек разрушать себя, вводя в свой организм вещества, которые являются медленно действующими ядами?

9. Задача пастыря — привести человека к состоянию цельности духа, души и тела
У человека, находящегося в греховном состоянии, происходит непрестанная борьба между духом и плотью. «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятсяЛ (Гал. 5,17). Но людям, ищущим обновления, новой жизни во Христе Апостол Павел повелевает: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святыеЛ (Рим. 6, 19), то есть обрести цельность духа, души и тела, необходимую для служения Господу.

Существует тесная взаимосвязь между нашими мыслями и тем, что происходит в теле. Все, что происходит в душе, оказывает влияние на тело, и наоборот. Спаситель мира говорит об этом так: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то и все тело твое будет темноЛ (Матф. 6, 22-23).

Медикам известно, что убеждения о болезни влияют на процесс выздоровления. Убеждения о наших возможностях и способностях сказываются на достижении наших целей. Убеждения о спасении и о Боге (милостив Он или строг, прощает или «злопамятствуетЛ) значительным образом определяют нашу духовную жизнь.

Если человек мыслит уверенно, то он и выглядит уверенно, и действует точно так же. Если же он тревожен или испуган, то соответствующим образом изменяется частота пульса и дыхания, тон голоса, положение тела и жестикуляция. По поведению и другим внешним признакам можно вполне определить внутреннее состояние человека.

Ум и тело действуют как части одной и той же целостной системы, неизбежно влияя друг на друга. Происходящее внутри человека неизбежно отражается на его внешнем состоянии.

В случае обретения внутренней целостности и умиротворенности, дух, душа и тело проявляются как единое целое, которое человек в состоянии направить на достижение собственных целей, наркоман — для обретения исцеления, христианин — для цельного движения к Богу.

Нравственное состояние человеческой души оказывает колоссальное влияние на жизнь тела. Психологи знают о том, что многие заболевания тела носят психосоматический характер, имея в своем основании различные негативные (греховные) состояния души: гнев, обиду, непрощение, зависть, ревность, непринятие окружающего мира. Христиане знали об этой взаимосвязи издревле, со слов Своего Божественного Учителя. Раскроем Евангелие:

«И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои. И при сем некоторые из книжников сказали сами себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо, что легче сказать: прощаются тебе грехи или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит, расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом свой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свойЛ (Матф. 9, 2-7 ).

10. Каждый человек обладает собственным, совершенно уникальным восприятием мира. Наша ценность — в различиях
Существует различие между самим миром и тем, как он отражен внутри каждого из нас. Человек способен воспринимать механические и электромагнитные волны вполне определенных диапазонов и определенной интенсивности. Но даже при этих биологических фильтрах оставшееся количество информации остается огромным. Наш мозг слишком разборчив, чтобы сознательно фиксироваться на всем том, что попадает в него. Да этого, в общем-то, и не надо. Чтобы проехать куда-либо на машине, достаточно воспользоваться картой автодорог или же просто схематическим рисунком. Нам не нужно для этого знать каждую точку на дороге. Чтобы уверенно добраться до нужной станции метро, нам хватит схемы, которая явно не отражает истинного расположения станций в пространстве. Но карты нужны, чтобы ориентироваться в мире.

Люди формируют свое представление о мире, чаще всего неосознанно. Наши органы чувств особым образом преобразовывают информацию, попадающую во внутренний мир. Затем эта совокупность информации подвергается еще большим изменениям в нервной системе и головном мозге. Если после этого мы пытаемся выразить наш внутренний опыт средствами языка, происходит дальнейшее переформирование информации, в результате чего дистанция между нашим мировосприятием и самим миром еще больше увеличивается.

Это положение становится более правдоподобным и полезным в том случае, когда речь идет о более "глубинных" убеждениях, представляющих собой обобщения, которые не контролируются органами чувств. «Дети алкоголиков становятся алкоголикамиЛ, «Без высшего образования человек ничего в жизни не достигнетЛ, «Мы учимся только на своих ошибкахЛ, «От рака умираютЛ, «Наркоман, отрицающий то, что он — наркоман, находится на грани срываЛ — вот примеры подобных глубинных убеждений, которые, имея видимость истинных утверждений, становятся самосбывающимися пророчествами.

Душепопечение, в конечном счете, призвано привнести во внутренний мир человека изменения, ведущие к желаемым результатам, сдвинуть перспективу, открыть ум к новым знаниям, памятуя заповедь Апостола Павла: «преобразуйтесь обновлением ума вашегоЛ (Рим. 12; 2).

Нередко боль и душевные травмы люди переживают из-за ограниченности своих представлений о мире. Умение грамотно задать вопрос, которому вы сможете научиться благодаря этой книге, поможет обогатить и расширить их, предлагая направления работы с языком наркомана, отражающим его внутренний мир, с целью расширения и обогащения последнего. Посредством этого навыка пастыря семантические смыслы наркомана обогащаются и открывают перед ним новые возможности.

В каждом из нас отражены разные грани этого мира. Такой взгляд на мир устраняет необходимость споров о характере окружающей нас действительности и раскрывает перспективы обучения людьми друг у друга, осознание полезности и необходимости в нашей жизни других людей, непохожих на нас, поскольку, в силу своих ограничений, ни один из нас не может целиком и полностью понять и постигнуть все грани и оттенки окружающего мира.

В работе пастыря с наркозависимыми важно помнить: мировосприятие, в котором живет человек, находящийся в химической зависимости, значительно отличается от мировосприятия обычного человека. Своим внутренним опытом он видит и понимает мир совершенно по-иному. И если мы вторгнемся в этот мир со своими мерками, законами и точками зрения, то вызовем мощнейшее сопротивление и желание защититься от подобного вторжения.

11. Отношения между людьми выстраиваются в зависимости от уважения к мировоззрению и ценностям других людей
Замечательным примером такого уважения является Апостол Павел. Дадим место Священному Писанию: «Афиняне же и все живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И, став, Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сегото, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вамЛ (Деян. 17, 21-23). Вместо обличений и споров Апостол показывает уважение к ценностям афинян и лишь затем проповедует им Христа.

Каждое мировосприятие имеет свои собственные возможности и ограничения. Взаимоотношения строятся тем лучше, чем больше мы имеем точек соприкосновения с внутренним миром других людей и уважением к нему, каким бы «неправильнымЛ «абсурднымЛ и «бездуховнымЛ он ни казался. В своем наставлении, адресованном к христианам Рима, Апостол увещевает: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижайте того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день ото дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит БогаЛ (Рим., 14, 1- 6).

Вместо предоставления своим духовным чадам полного кодекса правил и предписаний: как, что и когда нужно делать (к поиску чего нередко тяготеют новоначальные христиане), Апостол показывает, что прежде всего важен мотив, намерение поступка.

Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности. Уникальная личностная история человека играет роль фильтра, который он может со временем дополнять, вносить в него поправки, меняя свое воззрение на мир. Поскольку мы все видим мир сквозь личные фильтры восприятия, каждому из нас доступна лишь какая-то грань окружающей нас действительности. Некоторых это утверждение повергает в уныние, однако, при правильном к нему отношении оно обогащает процесс понимания других людей. Действия на основе такого понимания способны значительно изменить к лучшему любые человеческие взаимоотношения.

«Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю, и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечистоЛ (Рим. 14, 13-15).

12. Смысл сообщения или действия заключаются в реакции, которую оно вызывает
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте вы с нимиЛ (Матф. 7, 12). Хочешь быть понятым — говори понятно, но прежде всего не для себя, а для собеседника. Одна древняя пословица гласит: «Истина не в устах говорящего, а в ушах слушающегоЛ.

Если человек исходит из того, что именно реакция другого человека, а не правильность своих слов или действий определяет смысл его сообщения, он обращает внимание на эту реакцию, и если сообщение не достигло желаемого результата, делает его по-другому, подыскивая для конкретного человека (или аудитории) наиболее подходящие формы изложения.

Итак, смыслом наших слов или действий относительно другого человека является его реакция, а не наши намерения. Апостол Павел, предполагая, какую реакцию вызовут его слова в той или иной аудитории, строил свою речь и свое поведение соответствующим образом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторыхЛ (1Кор. 9, 20-22).

Для того чтобы достигнуть цели общения, можно мысленно "влезть в шкуру" этого человека и представить, какое влияние оказали бы на него те или иные слова, образы или поступки, научиться говорить на его языке.

Погружаясь в процесс общения, не следует забывать о целях общения, о том, что конкретно в этом общении для вас важно: передать какие-то сведения, произвести впечатление, увлечь собеседника, договориться о чем-то важном?

Большинство людей, к сожалению, ориентируется на собственные формулировки, собственный план и порядок слов и предложений, а не на ожидаемый от общения результат.

Важно помнить, что ответную реакцию со стороны собеседника вызывают не наши намерения, а наши действия, а значит, чтобы получить другую реакцию, нужно просто изменить свои действия. Построение взаимоотношений включает в себя принятие, обработку и передачу смысла слов и действий двумя или многими людьми, внутренний мир которых различен. Поэтому, если мы хотим понимания и ясности, нам следует постоянно уточнять, какой конкретно опыт стоит за теми или иными словами собеседника. Для этого необходимо внимательно наблюдать не только за речью, но и за тем, как человек произносит те или иные слова, проявлять внимание к языку как отражению внутренней реальности собеседника и гибкость в связи с получаемыми репликами и реакциями. Значимым элементом общения может стать даже молчаливо брошенный взгляд, несущий в себе огромное содержание и способствующий взаимопониманию обеих сторон.

Этим принципом пастырю предлагается взять на себя ответственность за результаты его отношений с окормляемыми людьми посредством наблюдения за следствиями своих слов и действий, стараться, насколько это возможно, заранее предугадывать «как наше слово в сердце отзоветсяЛ. Это позволит с большим пониманием взглянуть на то, что происходит в окружении наркомана, что происходит с членами его семьи. Если зависимый человек каким-то деструктивным образом ведет себя в семье, в своем окружении и вызывает определенную реакцию близких, — люди плачут, расстраиваются, впадают в депрессию, ходят за ним: «Прекрати питьЛ, «Прекрати ширятьсяЛ, закрывают его в доме, безрезультатно оплачивают его лечение в различных клиниках, — значит, ему зачем-то нужна эта реакция окружающих. Для него это своеобразный способ коммуникации с другими людьми, способ взаимодействия. Стоит обратить внимание на то, почему такая реакция близкого окружения наркомана выгодна для него, что он получает для себя благодаря этому.

13. Человек и его поступок — не одно и то же
В Евангелии сказано: «Не судите, да не судимы будетеЛ (Матф.7.1), поскольку любые наши суждения о человеке не могут отразить сути самого человека. Они констатируют лишь какую-то одну грань, нередко один-единственный поступок. Подобные суждения, которые к тому же в значительной мере искажают действительность, сильно осложняют человеческие взаимоотношения.

Эта мысль встречается в «Душеполезных поученияхЛ преп. Аввы Дорофея: «Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать... Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд или (сделал) что-нибудь подобное. Вот такой злословил (брата) т.е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то — лгун, гневлив, блудникЛ.

Наши суждения о людях нередко складываются из очень ограниченной, избирательной и субъективно обработанной информации. Мы нередко забываем, что мир постоянно изменяется, меняются и люди.

Однозначно отождествляясь со своим поведением, или же поверив такому отождествлению, заложенному в детском возрасте: "неряха", "идиот", "тунеядец", "неудачник", или со стороны значимых людей во взрослом возрасте, а также пресловутые врачебные диагнозы, типа "истерик", "неврастеник", "астматик", человек со временем может воспринимать как объективную действительность, соответствующим образом выстраивая свое поведение.

Пастырю необходимо научиться четко различать поведение человека и собственно человеческую личность.

14. Человеческое поведение имеет свое позитивное намерение, глубинную мотивацию
Любыми своими действиями человек неизбежно преследует какую-то цель, даже если он ее не высказывает и вообще не осознает. Каждый поступок имеет своей причиной то или иное позитивное намерение — позитивное, по крайней мере, с точки зрения того, кто его совершает. Даже те поступки, которые мы вправе счесть антиобщественными или непристойными, без сомнения, имеют смысл с позиции того, кто их делает. Вероятнее всего, у него есть причина так поступать, цель или идеал, которые общество, возможно, в целом не одобряет. Но чаще всего это происходит потому, что человек просто не имеет опыта других, более нравственных поступков.

Даже самые ужасные и разрушительные действия совершаются благодаря каким-то намерениям, которые субъективно воспринимаются как позитивные, положительные и приемлемые в том контексте, где они получили развитие.

Такое позитивное намерение, как защита, часто стоит за агрессивным поведением. За страхом стоит желание и цель обезопасить себя. За гневом может быть такая позитивная цель, как сохранение дистанции. Позитивные намерения, стоящие за нежеланием меняться, что-то менять в своей жизни, могут быть продиктованы целым рядом проблем, таких как признание, уважение, дань прошлому, желание сохранить что-то давно знакомое.

Общеизвестна пословица "Дорога в ад устлана благими намерениями". Наличие хороших намерений еще не гарантирует хорошего поведения. Люди с добрыми намерениями совершают плохие поступки в силу ограниченности восприятия мира. Проблемы появляются тогда, когда мировоззрение человека с хорошими намерениями имеет недостаточно выборов для их реализации и не учитывает другие контексты.

Для того чтобы помочь человеку решить его проблему, нужно научиться разделять поведение и намерение (действия и их смысл), с тем чтобы, сохраняя позитивное намерение, изменять поведение. Откуда же при изначальной положительности намерения появляется негативное поведение? Позитивное намерение связано с первоначальным окружением. То есть когда-то, в прежнем контексте, это было самым уместным поведением, непосредственно реализующим позитивное намерение. Например, благодаря капризу, ребенок научился получать от родителей желаемое. Однако такое поведение не всегда уместно во взрослом возрасте, но по-другому-то человек не научился достигать своих целей.

На той же идее основано понятие вторичной выгоды. Традиционные методы лечения зависимостей (алкогольной, наркотической) зачастую терпят поражение именно по причине игнорирования этого принципа. Что такое вторичная выгода? Поведение, уже изначально имевшее позитивное намерение, "обрастает" дополнительными преимуществами. Так, курение первоначально может означать: "детское любопытство", "самоутверждение", "подра-жание значимым взрослым", а затем обрастает еще целым рядом значений: "поддержание интересной беседы в курилке", "перерыв во время работы", "успокоение нервов", "возможность начать разговор с незнакомым человеком", "способ ухода в себя"… Все это надо учитывать — иначе, помогая бросить курить, мы рискуем, например, "помочь" человеку потерять друзей или обречь его на нервное напряжение, ведь по-другому он отдыхать не научился.

Любой человек, находящийся в состоянии химической или эмоциональной зависимости, зачем-то это делает. Для него в этом есть некоторый смысл, причем, смысл, однозначно воспринимаемый им как позитивный. Таким образом он облегчает себе жизнь, снижает стресс, либо, по выражению одного наркомана, «дает себе больше любвиЛ.

Даже физическая боль может служить позитивной цели. Это способ сообщить, что в организме происходит что-то не так. Боль часто дает людям понять, что нарушен внутренний баланс.

Без овладения средствами осмысления, способами и навыками оказания практической психологической помощи было бы не важно, имеет кто-то позитивные намерения или нет, потому как мы не можем в таком случае помочь человеку увидеть его поведение в новом свете. Невозможно решить проблему, если думать тем же способом мышления, которым она возникла.

Иногда позитивные намерения трудно обнаружить сразу, и потому нам легче спрятать намерения за другими объяснениями поведения или симптома.

Господь обучает за непонятным, на первый взгляд, поведением усматривать позитивные намерения людей, показывая тем самым, что субъективно понимаемый "здравый смысл" не всегда является критерием правильности суждения. Раскроем Евангелие: «И когда Он был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алебастровым сосудом из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собой: к чему сия трата мира? Ибо можно было продать его нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для МеняЛ (Марк. 14, 3-6).

Апостол Павел также разделяет поведение и намерение: «Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил?Л (2Кор. 1, 17).

Преподобный Иоанн Лествичник также неоднократно упоминает, что Господь взирает на намерение, на то, что происходит не в поведении, а в человеческом сердце.

Блаженный Августин утверждал, что «зло есть ни что иное, как умаление добра, доходящее до полного своего исчезновенияЛ. В процессе поиска позитивных намерений за тем или иным деструктивным поведением, важно понимать то, что "тьма" — это просто отсутствие света. Свет может освещать тьму, но темнота не может "проникнуть" в свет или объять его. Здесь уместно подумать над тем, что препятствует свету и как внести свет туда, где он нужен.

15. Человек несет ответственность за свои мысли — а, значит, и за достигаемые в жизни результаты
Любой человек имеет все возможности для того, чтобы мыслить так, как он хочет мыслить, выбирая то, что для него важно. Мышление человека формирует его поступки, его жизнь, даже его внешний облик.

Каждый человек способен изменять свои убеждения и ценности, менять свою реакцию на окружающих и обстоятельства. Никакие внешние условия не могут лишить человека данной ему от Бога свободы. Даже силы зла, по учению Святых отцов, ничего не могут сделать с нами без нашего соизволения. Поэтому человек ответственен за все свои действия и поступки, за результат своих действий и всей своей жизни.

Каким бы ни было наше прошлое, мы с Божьей помощью можем достигать любых важных для нас результатов в настоящем и будущем. Здесь уместным будет вспомнить вдохновенные слова Апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе ХристеЛ (Фил. 4, 13).

16. Человеческий опыт имеет определенную структуру
Если человеческий опыт имеет определенную структуру, то опыт наиболее успешных подходов к окормлению наркозависимых можно структурировать, т.е. расписать по шагам: что нужно делать во-первых, что во-вторых, что в-третьих, и как конкретно совершаются эти действия. А это означает, что подобный успешный опыт мы можем с большей или меньшей точностью воспроизвести в другой ситуации, в ином контексте.

Для того чтобы описать опыт, навык или знание на доступном и понятном языке, лучше сделать это в терминах сенсорной очевидности, отвечая на вопросы:

— Что конкретно происходит?

— Как это выглядит?

— Что было сделано во-первых, что — во-вторых, что — в-третьих?

— Что изменилось, и за какой промежуток времени?

Именно такой опыт можно перенимать и передавать. И именно на таком языке свидетельствует о Христе Спасителе Его возлюбленный ученик, Апостол Иоанн Богослов: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове ЖизниЛ (1Иоанн. 1, 1). Знание Христа для Его учеников было не только зрительным образом, не только чувством, не только изустно передаваемым рассказом, но вмещало в себя всю полноту доступного для человека познания. Они слышали Его, они видели Его, они осязали Его.

Основные образы мышления (зрительные, слуховые, осязательные) в психологической науке называются «системами представленияЛ, поскольку они определяют то, как мы представляем мир. Каждое из пяти чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание — имеет соответствие в нашем внутреннем мире. В этих привычных для нашего «внутреннего человекаЛ категориях внутреннего опыта мы вспоминаем, представляем и мыслим.

Все сведения, поступающие в мозг посредством органов чувств, переводятся там в смысловую форму и образуют наши субъективные переживания — представление о воспринимаемом мире.

Хотя органы чувств устроены у нас примерно одинаково, все мы представляем явления каждый по-своему, в каждом случае своим, неповторимым и уникальным образом. Люди отличаются друг от друга в том, что касается их предпочтений в использовании определенных сенсорных систем. Наши системы представления исполняют роль особого языка переживаний. Этот "язык" распространяется на все душевные процессы (мышление, воспоминания, воображение, восприятие и осознание). Поскольку наши субъективные переживания имеют определенную структуру, самые простейшие знания о системах представления и их особенностях позволят человеку лучше понимать, что происходит в его внутреннем мире. Получив возможность осознавания и доступ к контролю над своими внутренними переживаниями, человек может обучиться управлять своими ощущениями и, следовательно, поведением. Обучившись навыку изменения структуры переживания, мы обучаемся тем самым менять само переживание.

Для нас также будет немаловажным умение отличать сенсорную информацию, которую мы получаем из внешнего мира нашими органами чувств, от наших суждений об этой информации. Как сказал один философ, «опыт — это не столько то, что происходит с человеком, сколько то, что человек делает из того, что с ним произошлоЛ.

Вот пример наблюдения за внешним состоянием собеседника: «Уголки губ приподняты, видны зубы, глаза сужены, щеки порозовелиЛ. Остальное — наши суждения и интерпретации (они у разных людей могут быть разными): «Он доволенЛ, или «Ему смешноЛ, или «Он вспомнил что-то приятноеЛ.

«Идет дождьЛ — это сенсорная информация. Отношение же (хорошо это или плохо) может быть одним у человека, который собрался в дальний путь, и совершенно иным у крестьянина, ожидающего окончания засухи.

Сенсорная информация объективна и проверяема. Ее может обнаружить каждый. А вот суждения... Сколько людей, столько и мнений. В ответ на улыбку прохожего можно подумать: "У меня плохая походка, и он надо мой смеется", или "Он вспомнил приятный случай", или "Злорадствует, наверное!". А он просто идет и улыбается, и ничего более.

Часто оказывается, что домыслы и интерпретации оказываются значительно дальше от объективного понимания действительности, чем сенсорное описание.

Вряд ли возможно изменить мир, вряд ли возможно исправить человека без его согласия, но наверняка возможно изменить свое отношение к тому, что в моей душе еще вчера вызывало раздражение, гнев, обиду.

Апостол Павел пишет: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйтеЛ (Фил. 4, 9). Что он имеет в виду? Если его адресаты обучатся его поведению и приложат усилия к подражанию его делам («Умоляю вас: подражайте мне, как я ХристуЛ — 1Кор. 4, 16), они смогут перенять его понимание следования за Христом.

Поскольку опыту можно обучиться, то христианину и пастырю похвально и достославно приобрети первоначальный опыт психологической помощи у тех людей, которые уже имеют в этой области высокие результаты. Если же в их ценностях и представлениях о мире обнаружится что-то не совпадающее с ценностями обучающегося, можно будет подумать о том, как об этом же сказать иначе, при этом не отвергая, а используя то, что покажется полезным.


Просветительский Центр и Издательство "Свет Православия"


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология