|
 |
|
Мотив утраты в произведениях Пушкина. В.Белянин
(Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999 г.: Доклады и сообщения
российских ученых.)
Комментарий к статье В.П.Белянина "Мотив утраты
в произведения Пушкина".
В данной статье автором проводится структурно-семантический анализ
некоторых литературных произведений русских писателей и на основе
этого в рамках психиатрического литературоведения разрабатывается
типология литературных текстов, основанная на преобладающем настроении
и мироощущении произведения (в соответствии с психиатрической типологией
акцентуаций личности). В.П.Белянин выделяет "светлые" (в
основе которых лежит паранойяльность), "темные" (эпилептоидность),
"печальные" (депрессивность), "веселые" (маниакальность),
"красивые" (демонстративность), "сложные" (шизоидность),
"усталые" (неврастения) типы текстов. Автор делает предположение
о прямом соответствии типа произведения и акцентуации личности его
автора
|
|
В
книге "Морфология сказки" В.Я.Пропп (1929) проанализировал
русские волшебные сказки. Он выявил общие повторяющиеся схемы, которые
присутствуют в разных на первый взгляд текстах. Оказалось, что многие
волшебные сказки однотипны по своей структуре и организованы по примерно
такому сценарию: исходная ситуация - отлучка одного из членов семьи
- запрет и его нарушение - угроза или вред - испытание - нахождение
волшебного средства - герой вступает в брак или воцаряется. Имена
могут быть разными, предметы тоже различаться, но функции у персонажей
и предметов часто совпадают.
Очевидно, что такой структурно-функциональный метод анализа текста
может быть применен не только к волшебным сказкам, но и к устному
нарративу, и к идеологическим текстам, и ко многим литературным
произведениям. Однако, если в сказке функции устойчивы, их число
ограничено и для них характерна достаточно жесткая последовательность,
то в художественном тексте такой устойчивости нет. Там все более
вариативно.
В этой связи можно пытаться анализировать не все элементы структуры
художественного текста, а только отдельные функции и мотивы. Рассмотрим
некоторые произведения А.С.Пушкина с позиции структурно-семантического
анализа. Не обращаясь ко всему творчеству этого великого поэта и
писателя, опишем в данной статье более подробно лишь один мотив
(или функцию, по Проппу), достаточно часто встречающийся у него
мотив утраты.
Приведем ряд примеров и прокомментируем их.
Когда сон овладел им, ему пригрезились карты. Он выигрывал беспрестанно,
и загребал к себе золото, и клал ассигнации в карман. Проснувшись,
он вздохнул о потере своего фантастического богатства ("Пиковая
дама").
Тут потеряны деньги, о которых мечтал Герман. То, что Герман теряет
деньги впоследствии и в реальности, можно проинтерпретировать как
наличие вещего сна, а можно и как некоторую навязчивость именно
данного мотива.
Есть мотив лишения и в "Сказке о золотой рыбке":
Глядь, опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Тут тоже потеряно богатство, которое было первоначально даровано.
Встречаем подобное и в повести "Дубровский", где сначала
старший Дубровский потерял имение (правда, по решению суда), а потом
и его сын теряет дом:
"Итак, все кончено, - сказал он себе, - еще утром имел я угол
и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился
и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты".
Затем теряется и любимая девушка:
- Нет, - отвечала она (Марья Кирилловна - В.Б.). - Поздно, я обвенчана,
я жена князя Верейского.
Отметим также, что по ходу сюжета этой повести теряет деньги Антон
Панфутьевич и место работы "настоящий" француз.
Поп, думавший, что он нашёл дешёвого работника, также оказался ни
с чем.
Онегин, убивший Ленского, остается один. Татьяна говорить ему примерно
то же, что и Марья Кирилловна.
А счастье было так возможно, / Так близко!...
Я вышла замуж. Вы должны, / Я вас прошу, меня оставить...
"Величайшая ошибка в его жизни, - полагает А.Д.Чегодаев, -
то, что он не принял всерьез любви Татьяны. Ему приходится тяжело
за это расплачиваться. Пушкин, - продолжает культуролог, - становится
прямо безжалостным, наглядно показывая, как оказалось невозможным
вернуть упущенное. Роман Пушкина - на редкость грустное (sic! -
В.Б.), глубоко трагическое произведение".
Теряет во время наводнения и дом, и любимую девушку Евгений из повести
"Медный всадник", о чем Пушкин прямо говорит: Печален
будет мой рассказ.
Такого рода примеры можно продолжить. Но скажем главное: мы относим
тексты с преобладанием мотива утраты именно к "печальным"
текстам (Белянин 1996).
В 1914 году русский литературный критик В.Ф.Переверзев писал: "У
Пушкина или Лермонтова разочарованный герой - это ось, вокруг которой
вращается все их творчество, и поэтому единство этого творчества
резко бросается в глаза при всем разнообразии сюжетов" (Переверзев
1989,453).
Это существенно: разнообразие сюжетов, но наличие повторяющихся
мотивов. В целом, в "печальных" текстах таких мотивов
несколько: мотив смерти, мотив обнищания, мотив воспоминания о юности,
мотив холода, мотив тяжести и ряд других. Скажем без дополнительной
аргументации, что картина мира, разворачивающаяся в "печальных"
текстах, аналогична картине мира депрессивной личности. У депрессивной
личности часто возникают мысли об обнищании, одиночестве и возможной
смерти.
Психолингвистический анализ показывает, что депрессивность проявляется,
в частности, в творчестве и таких русских писателей, как Н.Гоголь,
М.Лермонтов, И.Тургенев, И.Бунин, Л.Андреев. Иными словами, большая
часть русской классической литературы оказывается "печальной"
на основании сходства вербализованной в них картины мира с мироощущение
депрессивной личности.
Депрессия, согласно данным психиатрии, порой может быть связана
с временным повышением настроения, что проявляется в наличии так
называемых маниакально-депрессивных состояний. При маниакальности
у личности стабильно хорошее настроение, жажда деятельности (полипрагматизм),
идеи авантюризма, повышенная общительность. Тексты, в которых реализуется
такого рода картина мира, мы называем "веселыми". В "веселых"
текстах есть мотивы путешествия, денег, физической силы, пения,
дружбы, любви и некоторые другие.
Психолингвистический анализ показал, что в текстах Пушкина есть
и компоненты "веселого" текста. У него встречается и повышенное
настроение персонажей, и физическая сила, и получение денег. Так,
в "Дубровском" героя принимают за более значительное лицо
и есть 'смелость' в сценах с убийством медведя и при попытке похищения
Маши, 'удача' в разбое и грабежах.
Говоря о сопряженности двух доминант, отметим волнообразность развития
сюжета в некоторых произведениях Пушкина. Так, в "Сказке о
рыбаке и рыбке" 'нищета' сменяется неожиданным богатством',
которое в свою очередь опять сменяется начальной 'нищетой' - разбитым
корытом. Герман из "Пиковой дамы" сначала выигрывает,
потом проигрывает.
Совершенно очевидно, что наличие такого сочетания мотивов в разных
по жанру и времени написания текстах не может быть объяснено только
требованиями литературного повествования. Здесь можно усмотреть
психологические основания.
Если в рамках данного подхода анализировать литературные тексты,
то можно увидеть в них разные модели мира, основанные на разных
эмоционально-смысловых доминантах. Такой подход в рамках психиатрического
литературоведения к литературным текстам позволил нам выделить такие
типы текстов, как: "светлые" (в основе которых лежит паранойяльность),
"темные" (эпилептоидность), "печальные" (депрессивность),
"веселые" (маниакальность), "красивые" (демонстративность),
"сложные" (шизоидность), "усталые" (неврастения).
Многие тексты Пушкина с этой позиции являются "печальными"
или "печально- веселыми" (в их основе лежит циклоидность).
Есть в них и элементы "светлого" типа текста. Имеющиеся
оценки его личности современниками и другими исследователями, на
наш взгляд, также подтверждают правильность проведенного анализа
(так, А.П.Керн отмечала у него наличие именно перепадов настроения).
Кроме того, популярность произведений А.С.Пушкина в современной
России позволяет сделать и некоторые выводы в отношении так называемого
национального характера русских, для которых также характерны перепады
настроения от эйфории (в частности, перестройки) к безысходности
(допустим, после кризиса 1998 года).
Завершая статью, скажем, что анализ произведений А.С.Пушкина по
методу эмоционально-смысловой доминанты показал, что его тексты
являются "печальными" и "печально-веселыми",
что, в свою очередь, коррелирует с акцентуацией маниакально- депрессивного
плана. Это ни сколько не умаляет значения его творчества, а лишь
указывает на некоторые особенности его очень разнообразного в целом
литературного наследства.
ЛИТЕРАТУРА
Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. -Munchen,
Verlag Otto Sagner, 1996.
Белянин В.П. Тексты о смерти в русской литературе. - "Rusistica
Espanola". N 7, 1996.
Переверзев В.Ф. У истоков русского реализма. - М., 1989.
Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1928
|
|
 |
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.

|
|