1 3 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
наблюдение - это один из основных
МЕТОДОВ сбора эмпирической информации, имеющий общенаучное значение и активно используемых, в частности, в психодиагностике. В ходе наблюдения "устройством", которое регистрирует психодиагностические факты (
ПРИЗНАКИ, симптомы), является живой человек - наблюдатель. При этом используется аппарат его восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительного анализа (категоризации). В
ПСИХОДИАГНОСТИКЕ целесообразно различать по крайней мере два вида наблюдения: а)
ПОИСКОВОЕ - направлено на первичный анализ (выделение) признаков и элементов наблюдения, построение категориальной схемы для последующего стандартизованного наблюдения. б)
СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ - основывается на использовании уже выработанной схемы наблюдения, в рамках которой известно, какой признак (элемент наблюдения) относится к определенной
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ. Наблюдение, особенно нестандартизованное (поисковое), требует от психолога более высокой квалификации, чем применение всех стандартизованных методик. Если наблюдатель не имеет опыта и квалификации на уровне
ЭКСПЕРТА, то результаты наблюдения нередко оказываются искаженными в результате неправильной (часто непреднамеренной) категориальной оценки наблюдателем определенных признаков. Особенно трудным видом наблюдения является
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, когда наблюдатель должен одновременно активно взаимодействовать с объектом наблюдения (клиентом, пациентом), устанавливая с ним контакт, поддерживая беседу.